Alex (stavr_allx) wrote,
Alex
stavr_allx

В Клайпеде восстановлено захороение погибших в 1-ю мировую войну пленных русских солдат

Клайпеда.1990 год.Освящение восстановленного памятника погибшим  российским пленным 1- мировой войны

Клайпеда.1990 год.Освящение памятника погибшим в 1-ю мировую российским пленным.

              Мы живем в эпоху, когда перемешалось все – и, как не парадоксально звучит,- именно в Европе. Границы  любого понятия так же неопределенны, как границы любого государства – что уж говорить про понятия обывателей, головы которых мифами и пропагандой промывались на протяжении нескольких поколений? 

           Всякий строй, всякое государство и всякое предприятие имеет своего профессионального служащего. Всякая профессия склонна замыкаться в касту. И всякая каста склонна утверждать,  что именно ее интересы являются высшими интересами народа. Каста бюрократии «независимой»  Литвы  возникла на базе методичного, длящегося десятилетиями уничтожения исторической правды именно в период ныне называемым оккупационным, и, как не парадоксально, – в ее становлении активно помогала именно же центральная, та самая «оккупационная власть».

       …Примерно поздней осенью 1974 года по инициативе  городских властей прокладывалась траншея через заброшенный сквер на окраине Клайпеды. Посреди сквера стоял невзрачный, покосившийся каменный четырехгранный столб, который монументом мог  назвать лишь человек с богатым воображением. Результаты прокладки траншеи, после прошедшего дождя, - ужаснули жителей соседних типовых хрущевок: отвалы густо были усеяны человеческими костями. Работы были остановлены, до выяснения, – чем немедля воспользовались дворовые мальчишки: был пущен слух, что это немецкое захоронение… Без сомнения, почтения к человеческим останкам этот слух не добавил,  но, по выяснению, что это  российские солдаты  времен 1-й мировой войны, - траншея спешно  была  перенесена дальше, захоронение, вместе с грехом пополам собранными по всей округе останками сравняли, и на пустыре воцарилась привычное до того запустение. Прерванное  «перестроечными временами».

            Как любая революция, литовская независимость конца 80х – начала 90х проявила необычайный  “динамизм” - тенденцию к повсеместному навязыванию своей идеи. Политики до сих пор упражняются в рассуждении о  «стихии», о «горении», об «энтузиазме» и о всяких таких само  собой понятных вещах. Мне кажется, что во всех этих «стихиях», как  во всех революциях, - основную роль  играет все-таки стихия грабежа. Эта стихия в части обретения Литвой независимости, -  столкнулась с на тот момент довольно туманной определенностью статуса Клайпеды (бывшего немецкого Мемеля). Для ликвидации любых возможных экскурсов в историю, а равно и в сомнения в принадлежности города Литве – еще во времена ЛССР, загодя, было уничтожено немецкое кладбище в центре (где был устроен парк нечто того, что с натяжкой можно было бы назвать «скульптур»), и  еврейское кладбище, которое тоже, видимо, из «гуманных» соображений и в целях физвоспитания подростающего поколения было отдано под школьный стадион. 

            Не стоит особо углубляться в лозунги времен разгула той стихии. Самый характерный: «чемодан-вокзал-Россия» был озвучен для  определенной части клайпедчан, кто по тем или иным соображениям  не принимали всерьез «революционный» задор бывшей партэлиты,  ставшей национальной. Как всякие революционеры, - она, эта элита, - воспитывалась в страхе и ненависти. И  ей  трудно было смириться с тем, что где-то есть «легкомысленные» люди, которые не испытывают перед ними,  революционерами, ни ненависти, ни страха, которые принимают их, революционеров,  не очень всерьез и вовсе не собираются так же всерьез принимать все исходящее от революционеров.  Как всерьез не принималась та навязываемая  нам концепция – что наш,  и наших предков клайпедский исторический отрезок начался лишь с воцарением «оккупационного режима» в Литве.

           В то время, как  русскоговорящая часть партэлиты, из рук которой ускользала  былая власть призывала к возврату только  к «ленинским нормам», простые жители Клайпеды, объединенные  на первый взгляд малозначащим именем прилагательное «русские» и  Православной верой,- решили восстановить памятник своим солдатам, погибших в  1-ю мировую войну, и привести в порядок всю территорию захоронения. Не суть важно – кому, конкретно, в голову пришла идея восстановления захоронения – вероятно, даже одному из тех мальчишек, что некогда играли костями  на отвале траншеи.. Главное -  сбор средств нашел понимание и поддержку среди массы простых клайпедчан - средства были собраны довольно быстро,  в течении лета 1989 года, также быстро был сделан проект, найдены подрядчики для  литья, изготовления ограды  и обработки гранитных элементов памятника. Было бы несправедливым  не упомянуть, что представители подрядных организаций, в подавляющем большинстве – были литовцы. Такие же простые люди, как и те, что собирали средства на памятник  Эти простые литовцы,  в момент подогреваемых их политиками  национальных эмоций приняли заказ с явным уважением, и оценили его лишь по  себестоимости..  

       Работы по приведению в порядок воинского захоронения производились добровольно и любым желающим летом 1990 года, и, уже осенью, - они в целом были завершены. По периметру памятника были высажены деревья (которые позже, по решению городских властей без мотивации  спилили) 

       Освящал монумент настоятель  Клайпедского Православного Храма  «всех Святых земли Российской просиявших» о. Антоний (Буравцов), который до захоронения, вместе  с прихожанами храма прошел Крестным ходом.

       Можно было бы продолжать: про молитвенное поминовение  убиенных и погибших  наших солдат на Церковных службах, про совершенно добровольный уход за памятником  со стороны тех же неизвестных клайпедчан… Но  то они делали, делают и будут делать – из уважения к своим великим предкам. Просто так – лишь тихо и незаметно продолжая Их дело.
Tags: 1-я мировая, воинское, захоронение, русское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments